31% компаний МСБ работают исключительно с отечественной продукцией

31% компаний МСБ работают исключительно с отечественной продукцией

Насколько малый бизнес зависит от курса валют, и как компании реагируют на колебания курса

MAGRAM Market Research выяснил, насколько деятельность компаний сектора МСБ зависит от колебаний курсов валют, будут ли они использовать в производстве отечественные аналоги или решат проблему простым увеличением цены на продукцию и услуги.

Согласно опросу, 31% компаний сектора МСБ используют в своей деятельности исключительно отечественные товары/материалы/компоненты, 64% — в той или иной степени зависят от импорта:
• у 27% компаний импорт занимает незначительную долю;
• 20% используют импорт в половине производимых товаров и поставляемых услуг и 
• у 17% предприятий бОльшая часть продукции/услуг производится с помощью импортных составляющих.
6% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Повышение цен
Независимо от того, работает ли компания только с российскими товарами/компонентами или использует импортные, уже подняли цены — 15% и 16% соответственно.

Если курс будет расти и дальше, то вероятность повышения цен выше для компаний, работающих с импортными товарами:27% против 18% у полностью «российских» компаний. В то время как компании, работающие с отечественными товарами, чаще декларировали свое намерение не менять текущую ценовую политику и зафиксировать цены: 58% против 49% компаний, работающих с импортными товарами.
Влияние курсового роста на работу компании
На вопрос как именно повлияло изменение курса рубля на процесс производства/ торговли/ оказания услуг, ответы распределились следующим образом (Вопрос был задан 64% респондентов — компаниям, которые работают с импортными товарами/услугами. Вопрос предполагал несколько вариантов ответа):
• 42% ищут более выгодные условия на поставки импортных комплектующих/ товаров;
• 31% ищет отечественные аналоги;
• 19% компаний продолжают работать, как и раньше;
• 10% уже заменили импортные составляющие/ готовые товары отечественными аналогами;
• 6% стали производить необходимые составляющие на территории России.
Собственное производство
(вопросы были заданы 64% компаниям, работающим с импортными товарами.)
Что касается возможности организовать в России собственное производство товаров/услуг/компонентов, необходимых для деятельности компании, 13% опрошенных уже приступили к организации такого производства или планируют сделать это в среднесрочной перспективе.

16% предпринимателей рассчитывают на партнеров: они знают российские компании, которые уже производят или планируют производить отечественные аналоги продукции и комплектующих, необходимые для их (предпринимателей) деятельности.

41% респондентов не видит возможности организовать собственное производство по следующим причинам (вопрос предполагал несколько вариантов ответа):
• у 28% компании не хватает средств для запуска собственного производства;
• 24% компаний не обладают достаточно развитой инфраструктурой, сырьем и оборудованием;
• собственное производство экономически невыгодно, импортные товары получаются дешевле —16%;
• в 16% компаний нет команды компетентных специалистов;
• 16% мешают административные барьеры.

Еще 30% никогда не задумывались о собственном импортозамещении или затруднились ответить на этот вопрос.

Исследование проводилось в апреле 2018 года. В опросе приняли участие владельцы и руководители 2197 компаний малого и среднего бизнеса из 20 регионов России.

Публикации по теме
Banki.ru