Рынок HR: итоги 2014

Рынок HR: итоги 2014

Ассоциация частных агентств занятости(АЧАЗ) и MAGRAM MR представили итоги развития HR-рынка в России в 2014 году

Рынок подбора персонала сократился на 13% и составил 12 837 млрд. руб. Основной оборот рекрутинговых компаний пришелся на пять отраслей. На первом месте — промышленное производство (21%).Ежегодно крупнейшие компании по подбору и предоставлению персонала объединяют свои усилия для организации исследования рынка подбора и предоставления персонала в России.

Масштабное исследование итогов рынка 2014 года было реализовано MAGRAM Market Research по инициативе отраслевых объединений: «Ассоциации частных агентств занятости» (АЧАЗ), куда входят крупнейшие игроки рынка (АНКОР, Adecco, Kelly Services, Manpower и др.) и «Экспертов рынка труда», при участии Antal Russia, Cornerstone, Агентства Контакт, Юнити и других.

Итогов 2014 года с нетерпением ждали все, так как в этом году было слишком много разных событий: и позитивных – успешное проведение Олимпиады в Сочи, и негативных – политические потрясения и падение рубля, которые, без сомнения, должны были повлиять на рынок труда.

Согласно результатам исследования, рынок подбора персонала сократился на 13% и составил 12 837 млрд. руб. Сильнее всего кризис ощутили средние компании – с оборотом от 5 до 75 млн рублей, которые перетекли в категорию мелких с оборотом менее 5 миллионов. Оборот рынка по крупным компаниям-лидерам снизился в среднем на 10%.

По данным исследования, в 2014 году на российском рынке были представлены 1203 компании, занятые в сфере подбора персонала. Из них 20 относятся к крупным (оборот более 75 млн. рублей), 142 — к средним (оборот от 5 до 75 млн. рублей) и в прошлом году таких компаний было на 40% больше, и 1041 — к мелким (оборот менее 5 млн. рублей). Всего в исследовании приняли участие 167 компаний.

«2014 год на кадровом рынке был полон противоречий: несбывшиеся страхи, неоправдавшиеся надежды и неожиданные возможности, а в итоге – трамплин к новой реальности. В начале года все боялись массовых сокращений – а происходили в основном точечные. Ожидалось падение спроса на услуги рекрутеров в диапазоне 25-50%, в итоге плавно соскользнули на 13%. Ситуация стабильной неопределенности привела к сокращению количества вакансий на 17%.
Но самым главным итогом турбулентного 2014 года для рекрутинговых компаний стал ощутимый внешний «шлепок» со стороны экономики, геополитики, законодательства. В результате появилось много новых автоматизированных и онлайн-решений, сервисов, технологий для подбора и оценки персонала, позволяющих делать больше в рамках минимальных бюджетов. Заметнее стала синергия с другими HR-услугами, появились новые категории клиентов. Мы достигли «точки бифуркации», после которой кадровый рынок уже не будет прежним», - отметила Татьяна Баскина, заместитель генерального директора по работе с профессиональным сообществом, АНКОР.

«Поскольку рынок труда очень быстро реагирует на экономические изменения, то решающий вклад в те результаты исследования, которые мы увидели, внесло второе полугодие 2014 г., когда многие клиенты стали «замораживать» работу по проектам, переданным в рекрутинговые компании. Безусловно, «удержать» портфели проектов и доход от значительного падения крупным игрокам рынка подбора персонала удалось в основном за счет постоянных клиентов (для крупных компаний эта цифра составила около 75%), но при этом потребовалось и активное привлечение новых клиентов. Если говорить о клиентском поле, то не было (и нет сейчас) отраслей, которые бы однозначно «упали». В каждом из секторов рынка были как компании, которые испытывали сложности и приостанавливали рекрутмент, так и компании, которые чувствовали себя как минимум стабильно и продолжали найм персонала», - отметила Наталья Фридрикова, генеральный директор рекрутинговой компании «Бигл».

Общее количество сотрудников, работающих на рекрутинговые компании, по сравнению с 2013 годом, уменьшилось на 24% и составило 15 170 человек, причем в крупных компаниях сокращение численности было менее незначительным, больше всего сократилась численность в средних и мелких компаниях. При этом количество полученных в работу вакансий выросло.

«В 2014 году, особенно в его конце, мы заметили тенденцию снижения количества закрытых вакансий. При этом клиенты давали в работу вакансий больше, чем в прошлом году. В 2014 году все больше вакансий закрывались внутренними кандидатами либо отменялись вовсе, и иногда складывалось впечатление, что клиенты просто «смотрят рынок» и не спешат принимать решение», — отметила Екатерина Горохова, генеральный директор Ассоциации частных агентств занятости (АЧАЗ) и вице-президент и гендиректор Kelly Services.

Средняя стоимость закрытой вакансии в целом по рынку незначительно снизилась, при этом в крупных компаниях отмечен ее рост, а в средних - рост в рамках инфляции.

«Повышение средней стоимости закрытой вакансии в крупных компаниях — вполне ожидаемый тренд, на наш взгляд: наиболее сложные проекты чаще всего отдают хедхантерам и компаниям, занимающимся Executive Search. Следует отметить, что повышение средней стоимости связано еще и с тем, что крупные игроки чувствуют себя на рынке увереннее и стабильнее остальных, меньше падают или вовсе не падают в цене и делают работу более качественно, что говорит о том, что им отдают более дорогие проекты, связанные с поиском или заменой топ-менеджмента. Добавлю, что эта тенденция отмечена не только в Российской Федерации, но и за ее пределами», — отмечает Марина Тарнопольская, управляющий партнер компании «Агентство Контакт» (InterSearch Group Russia).

«Работодатели находятся в непростой ситуации: с одной стороны, они стремятся сокращать издержки и сохранить бизнес, в том числе и за счет экономии на HR-провайдерах, с другой стороны они должны оставаться конкурентоспособными. Для любой компании кадры остаются важной составляющей успеха, и работодатели готовы обращаться за помощью к крупным, зарекомендовавшим себя на рынке компаниям, чтобы найти ключевого сотрудника, который сможет стать своеобразной инвестицией в непростой ситуации. Однако вряд ли в этом году можно говорить о значительном изменении стоимости вакансии», – отметил Михаэль Гермерсхаузен, управляющий директор рекрутинговой компании Antal Russia.

Согласно результатам исследования, основной оборот компаний в 2014 году пришелся на 5 отраслей. На первом месте — промышленное производство (21%), далее идут товары народного потребления (18%), третье место занимают розничные сети (13%), затем строительство и недвижимость (12%), далее - IT/Телеком (10%).

«Рекрутмент всегда одним из первых реагирует на изменения экономической ситуации. Мы - как лакмусовая бумага: рост или падение в той или иной отрасли тут же отражается на структуре заказов на персонал. Высокая доля в обороте кадровых агентств принадлежит промышленному производству. Это следствие изменившейся политики в области инвестирования в отечественное производство, в связи со значительными изменениями структуры поставок импортных товаров, а также - показатель устойчивого дефицита специалистов в производственной сфере. Высоким остается спрос на профессиональный персонал в секторе товаров народного потребления, розничных сетях, строительстве и недвижимости. В 2014 году такая ситуация была вызвана скорее тем, что работодатели начали проводить мероприятия по оптимизации и менять людей на более профессиональных и эффективных. Кризис заставляет компании искать нестандартные пути решения бизнес-задач, оптимизировать процессы, создавать более качественные сервисы и, вследствие этого, отрасль IT остро нуждается в притоке новых узкопрофильных специалистов. Жизнь становится сложнее, но интересней!», — отметила Людмила Чернякова, директор по развитию кадрового агентства Юнити.

«В 2014 году компании уделяли особое внимание укреплению внутренних рекрутинговых служб, особенно четко эта тенденция проявила себя в конце года, когда стало очевидно, что впереди непростое время. Привлечение в инхаус сильных консультантов из хедхантинговых компаний привело к тому, что в работе агентств стало меньше позиций начального и среднего уровней - т.н. легко закрываемых вакансий. Внешние рекрутеры были сосредоточены на работе с априори сложными проектами и поисками «звезд» на выгодных - для клиента и не всегда для кандидата - условиях. HR-службы, ограниченные жесткими KPI и временными рамками, прежде всего обращали внимание на внутренних кандидатов, таким образом, получилось, что 2014 год для многих сотрудников стал переломным в карьере, ведь в иной ситуации на карьерный скачок могли уйти годы», — прокомментировал Сергей Ражев, управляющий директор компании Cornerstone.

Ксения Юркова, руководитель департамента подбора временного персонала компании «СТС Групп»: «Несмотря на рост безработицы, во многих регионах страны не хватает специалистов рабочих специальностей. Острую необходимость в трудовых ресурсах испытывают как крупные, так и малые предприятия на Дальнем Востоке, на Сахалине и в Ставрополье. К «нуждающимся» в рабочем плане регионам можно отнести Московскую, Ленинградскую, Калужскую, Нижегородскую области».

В противоположность рынку подбора постоянного персонала, рынок предоставления временного персонала в 2014 году вырос на 11% и составил 29 315 млрд. руб.

При этом рост показали только крупные компании – они выросли на 16%, а по средним и мелким компаниям отмечено значительное падение оборотов. Услуги подбора временного персонала по-прежнему предоставляют в основном крупные компании. 75% оборота временного персонала приходится на 5 основных лидеров рынка, к 5-ти крупным компаниям второго эшелона относится 22% оборота. Доля мелких игроков составляет незначительную часть рынка и существенного влияния на него не оказывает.

«Отмечу тенденцию рынка предоставления временного персонала, которая получила свое развитие в 2014 году. Все чаще клиенты стремятся получить не просто рабочие руки в те периоды, когда это необходимо, но также полную ответственность поставщика за результаты работы временного персонала, которая обеспечивается дополнительным обучением и тренингами со стороны провайдера, разработкой программ мотивации временного персонала, выстраиванием и внедрением на проект системы KPI», — заявила Марина Симонова, генеральный директор компании Ventra Employment.

«В 2014 году стало понятно, что услуга предоставления временного персонала – это, прежде всего, антикризисное решение, поскольку оно дает компаниям возможность быть гибкими и подстроиться не только под рост, но и под спад производства. Феномен роста бизнеса у крупных компаний и падения у мелких может быть объяснен тем, что услуга требует стабильного финансового положения поставщика. Многие маленькие компании могли не выдержать финансовой нагрузки, связанной с выплатами заработных плат и других необходимых отчислений», — отметила Екатерина Горохова, генеральный директор АЧАЗ и вице-президент и гендиректор Kelly Services.

Комментируя результаты 2014 года по отношению к 2013 году, генеральный директор рекрутинговой компании Adecco Group Russia Франсиско Рибейро заявил: «2014 год был относительно трудным, учитывая, что в последние 3 года наблюдался стабильный рост. Мы видим, что направление подбора постоянного персонала упало по сравнению с 2013 годом, однако направление предоставления временного персонала активно набирает обороты. Это говорит о том, что российский рынок становится ближе к реалиям установившихся правил и традиций западного рынка предоставления HR-услуг».

По результатам исследования были сделаны выводы о следующих тенденциях развития рынка подбора и предоставления персонала:
1. В 2014 году отмечен рост рынка временного персонала и падение рынка подбора постоянного.
2. Разрыв между мелкими и крупными игроками увеличивается.
3. Крупные игроки растут, а доля средних и мелких компаний продолжает снижаться.

«В целом 2014 год был непростым как для кадрового рынка, так и для бизнеса. Для многих компаний он прошел под эгидой максимальной оптимизации бюджетов и сокращения численности персонала. Реорганизационные изменения вызвали всплеск интереса к услуге аутплейсмента, представляющей собой комплекс мер, направленных на сглаживание негативных последствий увольнения сотрудников. Все большее число компаний стремится поддержать положительную репутацию работодателя даже в период кризиса, что способствует созданию в России цивилизованного рынка труда», - заявила Марина Симонова, генеральный директор компании Ventra.

Сергей Ражев, Управляющий директор Cornerstone: «Работать в рекрутинговой индустрии с каждым годом становится все более интересно и захватывающе. Это напоминает катание на американских горках: многолетний опыт, сервис, клиентская база, наработанные технологии проходят регулярную проверку неожиданными резкими поворотами и изменением скорости движения. 2015 год явно станет переломным в нашем бизнесе, мелкие игроки не выдерживают напряжения и уходят с рынка, крупные же бросают все силы на укрепление своих позиций и поиск новых клиентских решений. Делать прогнозы – занятие неблагодарное, но мы с оптимизмом смотрим в будущее. Поворот России в сторону Азии и Востока, усиление импортозамещения и другие амбициозные планы невозможно воплотить в жизнь без достойных профессионалов».