Почему мы не ходим в музеи?
Почти половина жителей Москвы и Подмосковья год не посещала музеи
В рамках Международного конкурса молодых исследователей ESOMAR Research Got Talent 2020 команда MAGRAM Market Research провело социологическое исследование для МОСГОРТУР и выяснило, как часто и в какие музеи ходят жители Москвы и Подмосковья, и что препятствует походу в музей
Общие данные
Согласно полученным данным, 46% жителей Москвы и Подмосковья ходят в музеи не реже двух раз в год, 48% посещают музеи раз в год и реже, а 6% респондентов вообще никогда не были в музее.
Чаще всего в музеи ходят женщины старше 50 лет, имеющие высшее образование. А самыми редкими посетителями оказались молодые мужчины — именно мужчины до 40 лет составляют львиную долю тех, кто в музее никогда не был.
Эстетика и любознательность названы основным мотивами посещения музеев:
• Желание узнать что-то новое/ расширить кругозор – 59%
• Прикоснуться к прекрасному, проникнуться атмосферой – 47%
• Желание разнообразить досуг/ провести время необычным способом – 44%
• Поход в музей – это эстетическое удовольствие – 40%
• Хожу в музей, когда это для меня бесплатно/ со скидкой – 24%
• Посещение музея связано с личным интересом – 20%
• Посещение музея связано с организацией досуга детям – 20%
• Просто хожу за компанию, когда зовут – 20%
Активные посетители
За последний год посещали музеи, выставки, музеи-усадьбы и т.д. 51% участников опроса. 17% ходили на экскурсии по городу с экскурсоводом, 8% посещали планетарий.
Среди активных посетителей 33%, в среднем, ходят в музеи раз в 2-3 месяца, 25% раз в полгода и 13% раз в год.
При этом, лишь 22% активных посетителей назвали посещение музеев одним из своих самых любимых способов проведения свободного времени, 71% не против посещения музеев, но это не самый любимый способ проводить досуг, а 7% выберут поход в музей в последнюю очередь.
Почти половина активных посетителей (47%) ходят в музеи в компании с друзьями/ знакомыми и коллегами. 35% посещают музеи со взрослыми членами семьи, а 24% — с детьми до 18 лет. С девушкой/ молодым человеком ходят по музеям 26% респондентов, а 18% предпочитают посещать музеи в одиночестве.
Популярность музеев
Самыми популярными музеями ожидаемо оказались музеи Москвы – в них за последний год побывали 90% активных посетителей. 57% побывали в музеях Подмосковья, 54% ходили в музеи во время поездок по другим городам России и 38% — в заграничных поездках.
Для всех участников опроса самыми интересными оказались музеи следующих направлений:
• История – 54%
• Картинные галереи, изобразительное искусство – 54%
• Археология, этнография и т.д. – 38%
• Научно-технические музеи (отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства) – 38%
• Краеведческие музеи – 35%
• Музеи-квартиры известных личностей – 34%
• Музеи, посвященные военным событиям – 31%
(вопрос предполагал множественный вариант ответа)
Экскурсии и онлайн-посещение
Экскурсии не пользуются большой популярностью у участников опроса. Однако посетители с детьми берут экскурсии значительно чаще.
Аудиогид еще менее привычен – почти половина опрошенных (49%) никогда не берет аудиогид в музее, 45% берут иногда или редко и лишь 6% – при каждом посещении музея.
В ходе исследования респондентам был задан вопрос об общении с медиаторами — относительно новым явлением в отечественных музеях (впервые появились в 2014 году на Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге). Согласно данным опроса, 66% никогда не имели подобного опыта, 20% ответили «было, что разговорился с кем-то в музее, но не знаю, был ли это медиатор». Общались с медиаторами лишь 14% посетителей, при этом, 94% опыт такого общения понравился. 65% опрошенных ответили, что им было бы интересно общаться с медиаторами в будущем.
Онлайн-посещение
79% посетителей музеев знают, что у некоторых музеев есть онлайн-экспозиция и онлайн-экскурсии. Однако лишь 30% из них когда-либо пользовались этой возможностью.
Самыми «онлайн-посещаемыми» музеями стали:
• Третьяковская галерея – 19%
• Эрмитаж – 17%
• Лувр, ГМИИ им. А.С. Пушкина – по 4%
• Планетарий – 3%
• Кремль, Государственный исторический музей, Русский музей и Музей технологии набрали по 2% голосов.
Помимо музеев также были названы Большой театр, Венская опера, Стена плача, Освенцим.
При этом лишь 15% опрошенных считают посещение онлайн-экспозиции полноценным походом в музей.
Инфраструктура
Участников опроса попросили оценить важность инфраструктуры и работы сотрудников музеев. Так, оказалось, что для посетителей несколько важнее организация музейного пространства, чем готовность сотрудников к общению:
• удобство навигации – 83%
• этикетки и подписи к экспонатам – 80%
• освещенность помещения – 78%
• дружелюбие сотрудников музея – 77%
• готовность сотрудников ответить на вопросы – 64%
А вот наличие при музее кафе оказалось важным лишь для 30% посетителей. Однако музейные сувенирные магазины пользуются довольно большим спросом – в них делает покупки подавляющее большинство посетителей (80%).
Источники информации
Основным источником информации о культурных мероприятиях названо «сарафанное радио» — 46% респондентов узнают о выставках, музейных событиях и пр. от друзей, родственников и знакомых. Так же популярны интернет-ресурсы — 33% ищут информацию в поисковиках, 31% — на специализированных порталах.
Интересно, что активным источником информации стал Московский метрополитен: 18% узнают о культурных мероприятиях из рекламы на ТВ-экранах или плакатах в метро, а 13% — увидев тематические вагоны.
Также участники опроса периодически посещают порталы и сайты, посвященные событиям в городе (показаны наиболее популярные):
• Яндекс.Афиша – 53%
• Mos.ru – 48%
• Афиша – 37%
• Активный гражданин – 28%
• Ticketland – 21%
Барьеры к посещению музеев
49% жителей Москвы и Подмосковья ни разу не были в музее за последний год. Из них 13% не были в музее никогда (от общей выборки это составляет 6%).
Те, кто никогда не был в музее, объясняют это следующими причинами:
• Нет времени – 30%
• Не интересно – 22%
• Не хочу – 12%
• Не люблю музеи – 11%
Также всех респондентов спросили, что им мешает посещать музеи чаще. Ответы на вопрос были объединены в несколько категорий.
С большим отрывом лидирует ответы, объединенные в категорию «Дорого» — 41% голосов, на втором месте категория «Не интересно/ скучно» — 27%. На третьем — категория «Зачем/ не вижу смысла» – 26%.
Остальные категории ответов распределились следующим образом:
• далеко добираться — 20%
• нет привычки ходить в музеи — 20%
• время впустую — 20%
• нет свободного времени (полностью занят работой, домашними делами) — 18%
• могу и без музея — 17%
• неосведомлённость — 15%
• никто не зовет, а одному там нечего делать — 13%
• музей ассоциируется с очередями, большим количеством людей — 11%
• 2% ответили, что музеи недоступны для маломобильных групп населения
52% тех, кто не был в музее за последний год, последний раз посещали музей более четырех лет назад, 48% — от полутора до трех лет назад.
При этом 63% опрошенных считают, что возобновление походов в музеи для них в той или иной степени вероятно.
Совместное исследование было организовано в рамках Международного конкурса молодых исследователей ESOMAR Research Got Talent 2020. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе (март-апрель 2020) в формате фокус-групп были опрошены 32 человека из числа активных и малоактивных посетителей музеев, и по результатам были сформированы рабочие гипотезы. Методом онлайн-опроса гипотезы были проверены: в количественной части исследования (май 2020) приняли участие 1791 респондент старше 18 лет из Москвы и Московской области. Познакомиться с основными выводами исследования можно по ссылке.
Публикации по теме
ТАСС Опрос: почти половина жителей Москвы и МО ни разу не были в музее за последний год
Известия Почти половина жителей Москвы и Подмосковья год не посещала музеи
Российская газета День в музее